Ежегодно в столичные учреждения профтехобразования по распределению приходят всего 3–4 молодых специалиста мужского пола. Через несколько месяцев работы, как правило, новоиспеченных мастеров забирают в армию – кого-то осенью, кто-то попадает под весенний призыв.

Таким образом, текучесть кадров среди молодых мастеров профтехучреждений доходит до 90%. Эту тему на совместной коллегии Министерства образования и отраслевого профсоюза поднял педагог дополнительного образования Минского государственного лицея № 14 деревообрабатывающего производства и транспортного обслуживания Сергей Курилович. По его словам, после армии молодые преподаватели к выбранной профессии обычно уже не возвращаются. «В итоге мы теряем хорошие кадры», – резюмировал педагог.

Обеспокоенный сложившейся ситуацией, он предложил предоставлять молодым специалистам отсрочку. Во время строительства спортивных объектов к чемпионату мира по хоккею в Минске ее получили, к примеру, каменщики. Второй вариант – зачислять ребят сразу в резерв. «И дело здесь не в том, чтобы «откосить» от армии, – продолжил Сергей Курилович. – Я сам служил и знаю, о чем говорю. В профтехобразовании действительно не хватает мужчин – и это проблема».

Между тем дефицит мужчин-преподавателей остро ощущается и в школе, где 86% учителей – представительницы прекрасного пола. И в ближайшее время ситуация, скорее всего, не изменится. Ведь количество абитуриентов-парней, которые выбирают педагогические специальности, с каждым годом уменьшается. Если в 2013 году среди первокурсников Белорусского государственного педагогического университета им.М.Танка они составляли 26%, то в нынешнем учебном году – лишь 22% от общего количества студентов. При этом зачастую их выбор обусловлен не желанием посвятить себя педагогике, а низкими по сравнению с другими специальностями проходными баллами. Правда, случайные люди из профессии, как правило, отсеиваются после отработки по распределению в школе. Хотя в последние годы, по словам замминистра образования Раисы Сидоренко, текучесть кадров среди молодых специалистов после двухлетней отработки не превышает 6–8%. Во многом ситуация улучшилась благодаря мерам социальной поддержки молодых педагогов: организации бесплатного проезда или частичной его оплаты, повышению тарифных ставок (окладов) на 10%, ежемесячным доплатам в размере тарифной ставки первого разряда. К слову, для того, чтобы поддержать перспективную талантливую молодежь, Центральный комитет отраслевого профсоюза в новом тарифном соглашении на 2016–2019 годы предусмотрел выплату стипендий будущим педагогам, которые успешно учатся, проявляют себя в научной и общественной жизни.

Одной из основных причин нежелания мужчин работать в образовании, по мнению практикующих педагогов-мужчин, является неудовлетворенность своим материальным положением и социальным статусом. Зная эту проблему, Белорусский профсоюз работников образования и науки постоянно заостряет внимание органов государственного управления, депутатского корпуса и общества в целом на проблеме повышения социального статуса педагогических работников. «Ведь финансовое и моральное благополучие работников отрасли – это ключевые факторы ее качественного роста», – подчеркнул председатель отраслевого профсоюза Александр Бойко.

Однако, для того, чтобы мужчина остался работать в школе, его нужно заинтересовать не только материально, уверен учитель истории Антон, прокомментировавший данную ситуацию корреспонденту «Беларускага Часу». «Мужчины постоянно ищут пути для самореализации. А в школе это не всегда возможно. С точки зрения самореализации школа не особо привлекательное место. Замдиректора, директор – вот и все перспективы профессионального роста. Отчасти поэтому мужчина в педагогике – вымирающий вид. А ведь совсем без нас в образовании нельзя. Ведь в последнее время в Беларуси так много матерей, воспитывающих детей самостоятельно. В то время как для нормального развития ребенка, особенно мальчика, очень важно, чтобы он видел достойный пример мужского поведения, хотя бы в школе», – добавил собеседник.

belchas.by