Чтобы колдоговор заработал, продумывать его нужно долго и тщательно. И каждый член профсоюза должен иметь возможность внести свое предложение.

Арсентий Головченко – бывший кадровый военный. Уволившись в запас, он пришел работать в образование. И сам не знал, что из этого получится, но был уверен: политику «равняйсь, смирно, шагом марш» надо забыть. В середине 1990-х он оказался в СШ № 25 Бреста, где в одночасье его озадачили и профсоюзной работой, и классным руководством. Нагрузили так, что сами забеспокоились – не сломается ли бывший офицер, не сбежит ли? Но нужно знать Арсентия Николаевича. Он ценит постоянство, потому что за годы службы 22 раза менял место жительства, а на руках было пятеро детей. Многодетный отец шутит, что у него в семье выросли два казаха, а также русский, белорус и немец – по месту рождения. Когда в школе дали класс всего с одним хорошистом и тремя крепкими троечниками (остальных из «двоек» вытягивали за уши), Арсентий Николаевич не испугался. Просто решил, что теперь у него не 5, а 41 ребенок, большинство трудные, безотцовщина, и военные методы воспитания будут кстати. Они и на самом деле пригодились. Упрекнуть военрука Головченко до сих пор не в чем – 28 его выпускников получили высшее образование. Ученики и классный руководитель настолько подружились, что и сегодня поздравляют педагога с днем рождения, а он решил сменить место работы: до такой степени опустела для него школа после ухода своего класса.

Так Арсентий Головченко оказался в лицее № 1 им.А.С.Пушкина Бреста. С руководителем учреждения Светланой Семеновой он был знаком давно. В лицее, уверенно удерживающем позицию в десятке лучших учебных заведений республики, профсоюзный опыт Головченко пригодился: там в нем сразу рассмотрели задатки лидера и доверили руководить первичкой.

– Изначально пришлось нелегко, – признается Арсентий Николаевич. – В лицее работают профессионалы высокого класса, достигающие поразительных результатов, – 100-процентная поступаемость выпускников в вузы, до 30 победителей областных и республиканских олимпиад по разным предметам. Вопросов много: как отблагодарить таких педагогов за результативный труд? Как не обидеть уравниловкой в бюджетной организации, ограниченной в средствах? Как не посеять в коллективе раздор, выплачивая одному премию больше, чем другому?

Коллективный договор учебного заведения стал для социальных партнеров настольной книгой. Разрабатывают этот документ здесь тщательно, чтобы каждый член профсоюза мог внести свое предложение, которое впоследствии будет обсуждено на заседании комиссии, затем на собрании и лишь после – либо одобрено и внесено в договор, либо отклонено. В ныне действующую «местную конституцию» в начале сентября внесли изменения и дополнения, которые обдумывались не одну неделю. – Премия – основной стимул для учителя, – рассуждает председатель профкома. – У нас процесс ее распределения открытый, демократичный, так что никто не может упрекнуть ни нанимателя, ни профком, что кому-то дали премию незаслуженно. Коллегиально обсуждаем и материальную помощь.

Работники лицея имеют неплохие надбавки по контрактам. Как отмечает председатель Брестского горкома профсоюза работников образования и науки Инна Жак, в городе вообще нет «голых» контрактов, каждый педагог в зависимости от личного вклада в образовательный процесс имеет повышение оклада от 5% до 50%.

– Не могу сказать, что живем без проблем, – отмечает Арсентий Николаевич. – Социальных партнеров волнует проблема аттестации кадров, которая пока еще не нашла решения наверху. Мы много работаем над вопросом оплаты труда не только педагогических кадров, но и иных работников системы образования, стараемся создавать теплую атмосферу в коллективе. Добрыми помощниками во всех делах выступают горком и обком отраслевого профсоюза.

 Публікацыя на сайце http://belchas.by