Из года в год специалисты Гомельской областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки возвращают педагогам средства, незаконно невыплаченные нанимателями. В прошлом году эта сумма исчислялась 2,1 млрд рублей, в 2014-м она была еще больше. Какова причина?

Прежде чем перейти к сути вопроса, обратимся к цифрам. За 2015 год номинальная начисленная среднемесячная зарплата работников сферы образования составила по области 4 491 700 рублей: у педработников — 5 395 300 рублей, учителей – 5 842 200, профессорско-преподавательского состава — 7 625 800. Это, заметим, на 27,1% меньше, чем в среднем по стране.

Заведующий отделом социально-экономической работы областной организации профсоюзов Марина Светайло поясняет, что в последние годы увеличение зарплаты работникам сферы образования происходило только за счет повышения тарифной ставки первого разряда. В прошлом году ее размер пересматривался дважды: на 0,8% с 1 февраля и на 5,4% — с 1 марта. Самой низкооплачиваемой категорией по-прежнему остаются работники дошкольных учреждений. Невысокая заработная плата у педагогов дополнительного образования, методистов, работников централизованных бухгалтерий, хозяйственных групп.

Дополнительные средства

Такая ситуация заставила профсоюзы направить все свое внимание на содержание контрактов и быть более настойчивыми в работе с районными властями по вопросу дополнительного выделения средств. В том же 2015 году из районных бюджетов для оплаты труда удалось дополнительно привлечь более 47 млрд рублей.

И все же средние показатели зарплаты педагогов Гомельщины остаются низкими. По мнению Марины Светайло, улучшить положение вещей помогает премирование за достижение определенных количественных и качественных показателей в работе, источником которого могут служить бюджетные средства — 20% планового фонда зарплаты работников. С распределением этих средств вопросов не возникает, а вот дополнительное премирование почему-то является проблематичным.

Премия из экономии

В настоящее время понятие «экономия средств, предусмотренных на оплату труда» упоминается только в постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (от 21.01.2000 г.). Сэкономленные средства, как отмечают специалисты, могут быть направлены исключительно на премирование. На деле, к сожалению, так происходит не всегда: оказывается, работники многих централизованных бухгалтерий не в силах определить эту самую «экономию». Почему? 

Главный бухгалтер одного из бюджетных учреждений ответила так:

— Нынешние нормативные правовые акты не содержат методик определения экономии средств на оплату труда. Лично я, имея продолжительный трудовой стаж, считаю экономий средств разницу между плановым и фактически начисленным фондом оплаты труда. Для того чтобы фонд оплаты труда был достаточным, нужно учитывать образование, стаж, категорию, классное руководство и все остальное, что связано с каждым конкретным работником, то есть правильно осуществлять финансовое планирование на год. Тогда проблем не будет.

Заметим, так поступает опытный работник, а молодые кадры, по уверениям профактивистов, особо вникать в тему не желают: конкретных расчетов не производят, а затем удивляются, что к отпускному периоду денег на зарплату не хватает. До экономии ли тут? Кроме того, сэкономленные средства нередко идут на другие цели (проблем в отрасли всегда выше крыши).

Представители профсоюза настойчиво указывают на забывчивость отдельным нанимателям и их службам в части ежемесячного определения экономии по фонду зарплаты и доведения до руководителей и профкомов информации о размерах сэкономленных средств, и направление их на премирование работников.

— Мониторинги в учреждениях образования показали, что расчет и направление средств по экономии фонда оплаты труда не выполняются в полном объеме, — отмечает Марина Светайло. — Причину на местах привыкли объяснять отсутствием нормативного документа, где была бы представлена единая методика формирования этих средств.

Необходимый документ

Кстати, ранее единый алгоритм расчета экономии средств в педагогической отрасли существовал, согласно инструктивному письму Министерства образования Республики Беларусь от 23.07.1998 N 11-6/195 «О формировании средств на оплату труда работников учреждений образования и порядке определения экономии средств, предусмотренных на оплату труда». Однако в 2007 году он был отменен приказом Министерства образования № 596. Ничего другого взамен не предложено.

Ежегодно, начиная с 2013 года, областная организация профсоюза работников образования и науки обращалась в Министерство образования с просьбой разработать порядок определения экономии средств. По инициативе гомельчан этот вопрос был включен в Соглашение между министерством и отраслевым профсоюзом на 2013—2016 годы. Соответствующий документ был разработан в ведомстве в 2014 году. Но, если судить по ответам на запросы обкома профсоюза работников образования и науки, Министерство финансов не поддержало новую инструкцию как вид нормативного документа. В последнем ответе Минобразования (от 15.02.2015) говорится следующее: «Министерством образования внесены дополнения в Положение о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2011 №1049, в соответствии с которым расширен круг полномочий Министерства образования. На основании предоставленных полномочий работа по вопросу разработки Порядка расчета в виде постановления будет продолжена».

На недавнем заседании коллегии Министерства образования и Президиума ЦК отраслевого профсоюза председатель Рогачевского райкома образования и науки Валентина Максименко в очередной раз затронула описанную проблему, обратившись к министру образования Михаилу Журавкову. Он заверил, что документ, регламентирующий порядок определения экономии средств, предусмотренных на оплату труда, будет принят в ближайшее время. Когда же оно наступит — вот в чем вопрос. А пока учителя продолжают надеяться на то, что терять свои деньги они все-таки перестанут.

http://belchas.by