Центральный комитет Белорусского профессионального союза работников образования и науки направил в Федерацию профсоюзов Беларуси предложения по решению озвученных участниками VII Пленума Совета Федерации профсоюзов Беларуси проблем, в части защиты трудовых, социально-экономических прав и законных интересов работников системы образования и бюджетной сферы в целом.

В системе образования наблюдается отток педагогических кадров и других специалистов (в том числе и молодых специалистов, которые отработали установленный законодательством срок) в другие отрасли, где в ряде случаев заработная плата по рабочим профессиям выше, чем квалифицированных специалистов системы образования. Учреждения образования, осуществляющие подготовку по педагогическим специальностям, испытывают значительные трудности с набором на данные специальности, в том числе по наиболее востребованным.

Причиной невысокой оплаты труда работников образования является низкий размер их тарифных ставок (окладов), которые определяются путем последовательного умножения тарифной ставки первого разряда на соответствующие тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки работников бюджетных организаций Республики Беларусь (далее – ЕТС), корректирующие коэффициенты.

Тарифная ставка первого разряда с 2010 года пересматривалась 11 раз и выросла с 81,0 тыс. руб. до 275,0 тыс. руб. В 2010 году ее рост составил 45,7%, 2011 – 28%, 2012 – 49%, 2013 – 15,6%, 2014 – 5,8%, а индекс потребительских цен на товары и услуги – в 2009 году – 113,0%, 2010 – 107,8%, 2011 – 153,2%, 2012 – 159,2%, 2013 – 118,3%, 2014 – 118,1%. Таким образом, в последние два года наблюдается резкое снижение темпов роста размера тарифной ставки первого разряда на фоне опережающего роста цен на товары и услуги. Не наблюдается рост тарифной ставки первого разряда и в долларовом эквиваленте (в 2010 году – 27 долларов, в настоящее время – около 18 долларов).

ЕТС представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников от рабочего низшего разряда до руководителей организации. Вместе с тем, соотношение тарифных коэффициентов характеризующих уровень квалификации работника, остается низким. Так, тарифицируемым 1 – 27 разрядами работникам тарифные коэффициенты установлены в размерах от 1 до 7,84. Крайне невысокими являются корректирующие коэффициенты, установленные к тарифным ставкам (окладам), которые необходимо вообще отменить.

Несмотря на принятие в 2012-2014 годах на отраслевом уровне нормативных правовых актов по повышению оплаты труда отдельным категориям работников образования, положение их не улучшилось, поскольку все вышеназванные повышения производились от их тарифных ставок (окладов), которые, как отмечено выше, остаются крайне низкими.

Среднемесячная заработная плата в образовании за январь-декабрь 2014 года составила 4121,3 тыс. рублей, что является наиболее низким показателем среди видов экономической деятельности. Соотношение показателя среднемесячной заработной платы в образовании к этому показателю в промышленности составило: 2011 год – 68,6%, 2012 – 65,6%, 2013 – 60,4%, 2014 – 62,6%, а к данному общереспубликанскому показателю соответственно – 77,3%, 74%, 67,1%, 67,7%.

С 2011 года наблюдается снижение темпов роста как номинальной, так и реальной заработной платы работников отрасли.

Кроме того, с 1 января 2015 года минимальная заработная плата установлена в размере 2100100 рублей. В результате, у ряда категорий работников, тарифицируемых с 1 по 11 разряд, начисленная заработная плата в настоящее время ниже размера минимальной заработной платы даже при максимально возможном повышении тарифных ставок (окладов) за стаж работы (30%) и выплате премии в размере 20% ставки (оклада). Работники, тарифицируемые по одному и тому же разряду, имеющие одинаковый стаж работы, но разные размеры премии в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы, получают одинаковую заработную плату в размере минимальной заработной платы. Такая ситуация типична для всей бюджетной сферы, начиная с 2012 года.

Все изложенное выше говорит о том, что все элементы тарифной системы должны быть пересмотрены в сторону их увеличения. Так, для реализации права всех работников на оплату труда не ниже размера минимальной заработной платы размер тарифной ставки первого разряда должен быть увеличен не менее чем в два раза. Поэтому считаем необходимым инициировать перед Советом Министров Республики Беларусь пересмотр размера тарифной ставки первого разряда.

На ухудшение социально-экономического положения отдельных категорий работников оказало влияние вступление в силу Закона Республики Беларусь 29.12.2012 №7-З ”О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей“ в части установления в минимальном размере пособий по беременности и родам женщинам, за которых, а также которыми обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались менее чем за 6 месяцев до возникновения права на такое пособие. Ущемленной в правах в этой связи оказалась категория женщин из числа молодых специалистов, уходящих в отпуска по беременности и родам и проработавших менее чем 6 месяцев и др. Потери в денежном выражении по отдельным должностям работников в сравнении с действовавшим ранее порядком выплаты пособий по составили 9-11 миллионов рублей. Для урегулирования этой ситуации предлагается внести следующие изменения в законодательные и нормативные акты:

1. в части пятой статьи 9 Закона Республики Беларусь 29.12.2012 №7-З ”О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей“ цифру ”50“ заменить цифрой ”100“;

2. часть шестую статьи 9 Закона Республики Беларусь 29.12.2012 №7-З ”О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей“ изложить в следующей редакции:

”Пособие по беременности и родам женщинам, указанным в абзацах втором, четвертом части первой настоящей статьи, за которых, а также которыми в случаях, установленных законодательством, обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособие по беременности и родам, устанавливается в минимальном размере. Пособие по беременности и родам женщинам, указанным в абзаце первом части первой настоящей статьи и являющимися молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) устанавливается в размере, определяемом в соответствии с абзацем первым части второй настоящей статьи, независимо от периода, в котором за них или ими уплачивались обязательные страховые взносы на социальное страхование.“;

3. пункт 18 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2013 №569, дополнить подпунктом 18.6 следующего содержания:

”18.6. лица, являющиеся молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими)“.

В ЦК отраслевого профсоюза поступают обращения первичных профсоюзных организаций и членов отраслевого профсоюза из числа лиц профессорско-преподавательского состава, находящихся в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и выполняющих в этот период по просьбе нанимателя работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (разработка заданий к аттестации обучающихся, олимпиадам, работа в составе временных научных коллективов, публикации в средствах массовой информации и т.д.), в связи с чем размер выплачиваемых им пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет за соответствующие периоды снижается на 50%. Для урегулирования ситуации предлагается внести следующие изменения в законодательные и нормативные акты:

1. изложить четвертый абзац части шестой статьи 13 Закона Республики Беларусь 29.12.2012 №7-З ”О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей“ в следующей редакции:

”выполняет одновременно работы у нескольких заказчиков по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;“;

2. изложить часть третью пункта 27 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2013 №569, в следующей редакции:

”Если лицо, осуществляющее уход за ребенком в возрасте до 3 лет, выполняет у одного заказчика одновременно работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в полном размере. Лицам, выполняющим одновременно работы у нескольких заказчиков по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 50 процентов от размеров, установленных в частях второй и третьей статьи 13 Закона, на период действия таких договоров.“ .

Также считаем необходимым в дальнейшем инициировать внесение изменений в законодательство, предусматривающих определение размеров пособий по уходу за ребенком в зависимости от возраста ребенка и вида пособия, а не от характера занятости лица, осуществляющего уход за ребенком.