Центральный комитет Белорусского профессионального союза работников образования и науки рассмотрел проект Закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании”  (проект размещен на сайте  Министерства образования в рубрике "Актуально") и в целом его поддерживает. Законопроектом учтен ряд предложений отраслевого профсоюза, ранее направленных Министерству образования.

В тоже время, Центральный комитет направил в адрес Министерства образования Республики Беларусь следующие дополнения:

1. Подпункт 2.2 пункта 2 статьи 51 дополнить словами “, наличие которой предусматривает лишение права заниматься педагогической деятельностью” (в существующей редакции норма носит дискриминационный характер).

2. Дополнить пункт 1 статьи 52 подпунктом 1.12 следующего содержания:

“1.12. сокращенную продолжительность рабочего времени, устанавливаемую Министерством образования Республики Беларусь”. Включение данной гарантии в Кодекс важно в связи с тем, что статьей 114 Трудового кодекса Республики Беларусь это право закреплено за учителями, врачами и др., то есть лишь за одной категорией педагогических работников.

3. Подпункт 1.4 пункта 1 статьи 52 дополнить словами “на подтверждение квалификационной категории в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь (только данный вид аттестации относится к обязанностям педагогических работников, так как проводится по инициативе руководителей учреждений образования).

4. Подпункт 1.8 пункта 1 статьи 52 дополнить словами “, проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь” (даный вид аттестации не относится к обязанностям педагогических работников, определенных статьей 53, так как проводится по инициативе педагогических работников).

5. Дополнить пункт 2 статьи 52 частями первой и второй следующего содержания:

“Педагогическим работникам предоставляется основной отпуск продолжительностью более 24 календарных дней. Перечень организаций и должностей педагогических работников, условия предоставления и конкретная продолжительность основного отпуска устанавливаются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь”.

“Отдельные категории педагогических работников имеют право на досрочную профессиональную пенсию. Перечень учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования и критерии оценки условий труда для этих категорий педагогических работников устанавливаются Правительством Республики Беларусь”.

Включение данных гарантий в Кодекс позволит закрепить на законодательном уровне право педагогических работников на трудовой отпуск соответствующей продолжительности, а также конкретизировать право на досрочную профессиональную пенсию.

6. Пункт 6 статьи 196 дополнить словами “кроме случаев, когда на момент формирования отсутствует возможность обеспечения наполняемости учебной группы, определенной пунктом 5 статьи 196” (в отраслевой профсоюз неоднократно обращались родители абитуриентов, которые не смогли реализовать свое право на получение среднего профессионального образования в силу отсутствия возможности соответствующего комплектования групп).

На основании мониторинга применения Кодекса и анализа нормативных правовых актов, принятых (изданных) в целях реализации его положений, считаем также целесообразным рассмотреть следующие предложения:

1. Подпункт 2.3 пункта 2 статьи 41. Необходимо конкретно указать, на кого возложена обязанность по страхованию обучающихся от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний их жизни и здоровья при привлечении к работам в период прохождения производственной практики (стажировки). На учреждение образования или организацию, в которой обучающийся проходит производственную практику (стажировку)? Как будет действовать эта норма при организации производственной практики (стажировки) за пределами страны?

2. Пункт 2 статьи 49. Продолжительность академических отпусков в период освоения содержания соответствующей образовательной программы не должна превышать одного года без учета продолжительности академических отпусков, предоставляемых в связи с призывом на службу в резерве и до окончания учебного года в случае, если отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет истекает в этом учебном году. К таким случаям должен быть отнесен и предоставляемый по медицинским показаниям академический отпуск в случае нормально протекающей беременности сроком с 24 недель и патологически протекающей беременности любого срока. Отсутствие данной нормы приводит к сложностям в случаях, когда суммарная продолжительность академических отпусков не позволяет предоставить вышеуказанный отпуск. Выходом из этой ситуации сейчас является посещение занятий в период беременности и родов, перевод на заочную форму обучения или отчисление. А восстановление обучающихся в последнее время фактически осуществляется только на условиях оплаты. Нельзя не учитывать и случай, когда в семье обучающегося рождается второй и третий ребенок. Такие ситуации не являются массовыми, но и не единичны.

Академические отпуска, предоставляемые в случаях беременности и родов, не должны учитываться при ограничении суммарной продолжительности академических отпусков. Ранее ограничивалась продолжительность академических отпусков по финансовым и ииным причинам. Ужесточение данных позиций в стате 49 считаем необходимым пересмотреть. Подобные вопросы могут возникать и при предоставлении академических отпусков в связи с призывом на службу в резерве в случаях, когда обучающимся до этого предоставлялись академические отпуска по медицинским показаниям значительной продолжительности.

3. Статья 80. В существующей редакции статья не дает ответа на вопросы, на какой курс возможно восстановление студентов, в частности на первый, а также в течение какого срока с даты отчисления возможно восстановление обучающегося.

4. Пункт 6 статьи 212. Необходимо закрепить исключительно за учредителем право устанавливать меньшую наполняемость учебных групп. Эта норма уже создала проблемы в учреждениях высшего образования, где меньшая наполняемость сложилась в группах, которые невозможно объединить с другими ввиду того, что на соответствующую специальность набиралась только одна группа.

Согласование этих вопросов в государственных учреждениях образования с Министерством финансов нецелесообразно, так как учреждения уже действуют в рамках утвержденного соотношения количества преподавателей к студентам.