Главный технический инспектор труда Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки М.Л.Лесун в интервью  журналу "Охрана труда и социальная защита"  рассказала о самом насущном в отрасли: об охране труда, о типичных нарушениях законодательства о труде и об охране труда, о том, как можно избежать различных ошибок и о многом другом.

- Марина Леонидовна, что входит в круг обязанностей главного технического инспектора?

- Обязанностей у технического инспектора много. И, пожалуй, начну с оказания методической и консультативной помощи по вопросам охраны труда руководителям, специалистам учреждений образования, координирования работы общественных инспекторов по охране труда, которые у нас есть в каждом из учреждений. В обязанности входят проверки соблюдения законодательства об охране труда в учреждениях образования в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами», которым техническим инспекторам труда предоставлено право осуществлять проверки. Также проводятся мониторинги соблюдения законодательства об охране труда в учреждениях образования. Если по итогам проверок выдается представление, то итогам мониторинга - рекомендация. Но оба документа обязательны для исполнения нанимателем. При этом проверки осуществляются в соответствии с координационными планами, которые разрабатываются на полугодие, и координируются с органами контроля и надзора.

Кроме учреждений образования, мы проверяем организации, входящие в структуру отрасли, в том числе в обязательном порядке - детские оздоровительные лагеря. В них проверяется все: и материальная база, и оборудование на соответствие требованиям безопасности, и состояние условий труда, и условия организации безопасности детей.

Ст. 91 Кодекса об образовании определяет, что руководитель и специалисты учреждений образования должны обеспечивать безопасность образовательного процесса воспитанников дошкольных учреждений, обучающихся школ, профессионально-технических учреждений образования и студентов вузов. И, безусловно, наш профсоюз не может оставаться в стороне. Мы участвуем в расследовании несчастных случаев с обучающимися, ведем внутреннюю статистику детского травматизма, который, к сожалению, во много раз превышает взрослый. Приходится констатировать и то, что практически каждый год с детьми происходят несчастные случаи со смертельным исходом.

Как главный технический инспектор труда, а нас всего в отраслевом профсоюзе на всю республику насчитывается 8 технических инспекторов, я провожу в среднем около 80 проверок за год, столько же проверок приходится и на каждого технического инспектора в регионах. В том числе проверяем в летний период организацию работы и соблюдение законодательства об охране участников студенческих отрядов: тех, которые работают на базе наших учреждений образования, и тех, которые работаю на различных объектах народного хозяйства.

Помимо того на протяжении 10 лет мы участвуем в проверке сельскохозяйственных организаций в период уборочной кампании. И не только потому, что в таких работах участвуют дети, хотя на их присутствие мы обращаем внимание в первую очередь. Когда-то Президент предложил профсоюзам быть активными помощниками, и способствовать соблюдению охраны труда в особо напряженные кампании. С тех пор так повелось.

Есть у главного технического инспектора труда и обязанность участвовать в рассмотрении текущих вопросов (а их спектр огромен: от «спецодежды до обучения) на заседаниях Президиума отраслевого профсоюза, на совместных коллегиях с Министерством образования.

Кстати, об обучении руководителей, специалистов, и профсоюзных работников, которые участвуют в комиссиях по проверке знаний, например, в комиссии Министерства образования при РИВШ БГУ.  У нас эта практика достаточно хорошо отработана. С периодичностью раз в месяц собирается группа руководителей, специалистов, которые обучаются в течение недели, затем сдают экзамены. Технические инспекторы труда готовят много рекомендаций, памяток и пособий по охране труда для специалистов учреждений, которые зачастую далеки от вопросов технических и которым важнее получить комментарии к нормативным документам, увидеть образцы приказов, научиться составлению перечней для полноценной организации работы по данному направлению. Ведь следует признать, что ни в школах, ни в дошкольных учреждениях инженеров по охране труда нет, как нет их в колледжах и лицеях. Во-первых, сказывается небольшое количество работников, а, во-вторых, ввести эту должность не позволяют финансы. Правда, тут же замечу: служба охраны труда и соответствующие структурные подразделения имеются в учреждениях высшего образования.

Также специалисты есть в районных, городских отделах образования, речь идет о так называемых группах хозяйственного обслуживания учреждений образования. В состав хозгрупп обязательно входят инженеры по охране труда. Хотя давайте посмотрим на ситуацию реально. Например, в Молодечненском районе на одну штатную единицу инженера приходится 103 подведомственных учреждения образования. Согласитесь, что говорить о полноценном выполнении функций инженера по охране труда на всех 103 объектах достаточно сложно. Поэтому на первый план выходит оказание методической и консультативной помощи службой охраны труда. Нужно также отметить, инспекторы труда профсоюзов проводят достаточное количество семинаров, и не только для профактива. Мы собираем аудитории и с руководителями учреждений образования, специалистами, инженерами по охране труда. Такие семинары, безусловно, бесплатные.

В круг обязанностей технических инспекторов труда входит и подготовка тем для обсуждения на коллегии Министерства образования по выполнению отраслевого соглашения. В отраслевом Соглашении отражено много вопросов по охране труда. Например, в 2012 г. в Соглашение внесен пункт, в котором говорится, что в случае смерти работника на производстве по вине нанимателя из средств нанимателя семье погибшего выплачивается 10 годовых заработных плат. Гарантии есть и при несчастном случае либо трудовом увечье: если МРЭК установил процент потери трудоспособности, изыскиваются и выплачиваются средства пострадавшему. Такие прецеденты были, и семья погибшего, а также граждане, получившие увечья на рабочем месте получали компенсации.

Несколько слов хочу сказать об аттестации рабочих мест по условиям труда. Наш профсоюз, как правило, становится инициатором ее проведения. В частности, особо тщательно оцениваются условия труда в пищеблоках, где приходится работать при повышенной температуре и со сложным оборудованием, кочегаров котельных и водителей, что стало особенно актуальным в последнее время, когда увеличилось количество школьного транспорта, доставляющего детей в школу.

Не так давно перед нами встал и вопрос о допуске учителей, обучающих школьников на уроках труда, к выполнению своих обязанностей. Такие учителя, оканчивая вузы и получая соответствующий диплом, не имеют рабочей квалификации, например, того же станочника. Поэтому в отраслевое Соглашение внесен пункт, согласно которому в программе подготовки учителей в вузах предусматривается и обучение рабочей профессии. Те же, кто в свое время не получил рабочей квалификации, сейчас должны получать дополнительное образование. Все эти нюансы стали очевидны во время расследования несчастного случая, когда во время урока учитель труда был смертельно травмирован. Как оказалось, у него не было соответствующей квалификации, он не прошел ни стажировку, ни инструктаж.

- Существуют ли проблемы, связанные с эксплуатацией учреждений образования?

- Этот вопрос регламентируется общими документами для всех отраслей экономики. Технические осмотры зданий и сооружений проводятся визуально. Каков иногда бывает «эффект», мы тоже знаем: 2004 г. - обрушение спортзала в Краснополье, увы, с жертвами; 2008 г. - обрушение стены в школе в Слониме; 2014 г. - обрушение пристройки в Кричевской гимназии; 2016 г. - обрушение потолка в одной из школ Калинковичского района. Казалось бы, только-только объект приняла комиссия исполкома, и вдруг такое случилось.

Надо реально осознавать всю серьезность ситуации, особенно при осмотре зданий старой постройки, обветшалых, деревянных. Если объект вызывает хоть малейшие подозрения, допуск к эксплуатации должны проводить специализированные организации после соответствующей экспертизы. Цена недосмотра может быть слишком огромна - жизни людей.

С какой периодичностью обследуются такие объекты? Может раз в 5 или 10 лет. Иногда обследования торопятся провести, когда случается непоправимое, когда трещат или рушатся стены, как в случае в Калинковичском районе. Ни ремонт, ни тем более капитальный ремонт основных строительных конструкций здания 1960-х годов постройки ни разу не проводились. Здание ветшало, где-то происходил его залив, подгнивание потолочных перекрытий. В силу недостаточного финансирования таких работ Министерство образования изучало ситуацию и выходило с предложением о включении в какую-нибудь подпрограмму, например, к тому же МЧС, для того, чтобы хотя бы по несколько зданий  старой постройки  включались в детальное обследование специалистами-экспертами, имеющими необходимое для этого оборудование.

- При инспектировании учреждений образования всегда ли проверяемая сторона готова предоставить для контроля техпаспорта, журналы техэксплуатации зданий? Ведется ли требуемый учет?

- Как раз с ведением такой документации дела обстоят нормально. Пусть не на все 100%, но люди в образовании достаточно ответственные. Поэтому есть журналы, есть акты установленной формы весеннего и осеннего осмотров.

К слову, сейчас каждая школа компьютеризирована, подключен интернет. Что облегчает работу. При первом же обращении руководителей учреждений образования мы высылаем по электронной почте недостающие документы или же, как вариант, необходимые экземпляры можно получить в отделе образования, у председателя райкома профсоюза, у технического инспектора труда.

- Какие типичные нарушения выявляются при обследовании учреждений образования?

- Наиболее типичными нарушениями могу назвать несвоевременное проведение испытаний контрольно-измерительных приборов - манометров на варочных котлах в пищеблоках. Чем это чревато, кухонные работники знают. Такие котлы - это сосуды под давлением. И не дай бог в силу неисправности КИПа произойдет взрыв - беды не миновать.  Также нужно обратить внимание на не проведенные испытания ручного электроинструмента: перфораторов, дрелей, «болгарок», с которыми постоянно имеют дело рабочие по комплексному обслуживанию. Данное оборудование должно периодически проверяться в специализированных организациях, в которых его испытывают по определенным параметрам. Иногда это не делают просто по незнанию, но зачастую - из-за отсутствия финансирования профилактических работ.

Еще одно из замечаний: могут отсутствовать средства электрозащиты, которые находятся в помещении электрощитовой. Это диэлектрические перчатки, боты и т.д. Кроме того, не всегда соответствуют требованиям безопасности грузоподъемные механизмы.

Хотелось бы затронуть еще ряд проблем.

Во-первых, это школьные автобусы в сельской местности, где они подвозят детей в школу и обратно. Данная техника находится на балансе школ или на балансе отделов образования. В виду отдаленности водители, как правило, паркуют ее у себя во дворе, в лучшем случае в школьном гараже. В соответствии с законодательством, руководитель учреждения образования должен назначить лицо, ответственное за выпуск автобуса на линию в технически исправном состоянии, обеспечить проведение медосмотра водителя. Но возникает вопрос: в каких школах или садах есть инженерно-технические работники? За редчайшим исключением, таких людей в штате нет. Порой ответственным лицом назначают завхозов, которые, в лучшем случае, могут иметь среднее образование, а могут и не иметь.

Рассматривая данную проблему, было принято решение обратиться за помощью к нашим аграриям, в СПК, чтобы автобусы проверяли действительно специалисты, которые допускают к работе транспорт сельхозорганизаций. Конечно, многие восприняли такое предложение без энтузиазма, так как дополнительно на них ложится огромная ответственность - разрешать выезд на линию транспорту, перевозящему детей. В тех регионах, где не было согласованности и понимания, вопрос выносили на рассмотрение исполкомов, которые волевым решением обязали инженеров или других специалистов сельхозорганизаций выпускать технику в рейс.

Второй момент - предрейсовые медосмотры. Казалось бы, везде можно найти медработника, который бы допустил водителя к управлению транспортным средством. Но в сельской местности фельдшерско-акушерские пункты, как правило, начинают работать в 8 утра. Собрать детей по деревням и отвезти в школы надо значительно раньше. Небезразличные руководители находят выход из ситуации, например, договариваясь с медработниками, которые приходят на работу раньше времени, проверяют состояние водителей. Но такая практика есть не везде, и вопрос остается открытым.

Есть и вопросы с проведением в учреждениях образования строительно-ремонтных работ. Многие виды таких работ выполняются силами подрядных организаций, в силу отсутствия необходимых специалистов в школах и других учреждениях образования. Однако, приглашая представителей подрядных организаций, некоторые руководители учреждений образования не проводят вводный инструктаж перед началом работ, забывают, что кроме договора, нужно заключить акт-допуск на проведение строительно-ремонтных работ на территории действующей организации. Между тем в случае ЧП, в первую очередь прокуратурой или следственными органами проверяется наличие вышеуказанных документов. И об этом нужно помнить.

- Насколько остро в отрасли ощущается отсутствие специалистов по охране труда?

- Это достаточно больной вопрос. Как бы мы ни старались за два часа лекций на семинаре дать максимум информации директору школы или учителю, мы не достигнем желаемого результата. Я ничуть не умаляю их квалификацию как педагогов. Но полагать, что гуманитарий быстро разберется во всех нюансах охраны труда, освоит законодательство, поймет, что от кого требовать, какие документы оформлять, не приходится. Каждый должен заниматься своим делом: учитель - учить, инженер или другой специалист по ОТ - отвечать за безопасность педагогов и детей в учреждении образования.

Вместе с тем хочу сказать, что в нашей отрасли есть уникальные работники, которые наделены статусом общественного инспектора. А проводимые профсоюзами ежегодные конкурсы на лучшую организацию общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, позволяют нам выбрать действительно достойных. Их не много, но они есть. К примеру, не могу не назвать Владимира Евгеньевича Бойко, общественного инспектора по охране труда первичной профсоюзной организации ГУО «Свирская средняя школа» Мядельского района. Учитель физкультуры, труда, интереснейший человек, и первый помощник для директора школы.

- И все же чего бы вам, как главному техническому инспектору труда Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки, хотелось бы больше всего?

- В первую очередь - финансирования охраны труда. Как правило, оно осуществляется по остаточному принципу. Отдельная тема статья расходов не предусмотрена, а все средства, которые выделяются на охрану труда из бюджета, выделяются из статьи «прочее». И в результате получается парадокс: есть Закон об охране труда, есть требования об обязательном финансировании мероприятий по охране труда, но на них нет денег Считаю это одной из важнейших проблем на данный момент. А вторая проблема - опять же острая нехватка специалистов по охране труда в отрасли. Работы для хорошего специалиста - непочатый край, да и ответственность очень серьезная. А вот зарплата достаточно невысокая, отсюда большая текучесть кадров. Это, пожалуй, две наиболее острые темы. Все остальное - решаемо.