Проект, стартовавший во всей стране больше года назад, проходит здесь наиболее масштабно.

Первые результаты пилотного проекта проанализировала в беседе с корреспондентом «БелЧасу» председатель Барановичского горкома профсоюза работников образования и науки Тамара Шукало.

– Тамара Васильевна, вы педагог и руководитель со стажем, работали в парламенте, участвовали во многих инновационных программах. Как оцениваете проект по апробации механизма нормативного финансирования? Что лежит в его основе?

– Образование сейчас внедряет то, чего медицина добилась давно: в здравоохранении финансирование осуществляется в расчете на каждого больного, а теперь и в школу деньги идут вслед за учеником. Проект стартовал в январе 2015 года по всей стране, но наиболее масштабно он реализуется в Барановичах, где увеличен нормативный стандарт выделения средств на одного учащегося. Экспериментом охвачена 21 школа. За полтора года апробации мы пришли к выводу, что такой подход (выделение средств на каждого ученика) в целом правильный. Совмин заранее установил размер сумм, затрачиваемых на обучение одного школьника: для малышей – меньше, для старшеклассников – больше. В результате школы получили финансовых средств больше, чем имели ранее, смогли направить их не только на развитие материальной базы, но и на ремонты, увеличение заработной платы. Например, в средней школе № 20 учатся более 1000 детей. В прошлом году учреждение получило из бюджета 250 млн рублей только на укрепление материально-технической базы, а в 2014-м – 78 миллионов.

– Больше учеников – больше денег... А не повлечет ли за собой погоня за количеством ряд проблем?

– Определенная настороженность насчет этого есть, однако каждый директор школы должен понимать: прежде чем получить финансовую поддержку, необходимо показать качество своей работы, иначе родители попросту не приведут к тебе в школу своих детей. Чтобы не лишиться финансовой выгоды, руководство школ не станет открывать новые классы, скорее, увеличит количество учеников в классах. Второй путь, позволяющий экономить, – сокращение персонала (обязанности сокращенных можно переложить на оставшихся работать). Но тут на страже должен стоять профсоюз, дабы не допускать подобных ситуаций. Тем более что в нашем городе работа по оптимизации учреждений образования и количества работающих в них была проведена еще до начала эксперимента. Так, с 2013 года количество работников системы образования уменьшилось на 152 человека, при этом число учащихся увеличилось с 17,5 тысячи до 18,6 тысячи. Таким образом, если раньше на 10,3 ученика приходился один учитель, то в этом учебном году соотношение составляет 1 к 12,7.

– В Барановичах параллельно с проектом по нормативному финансированию проходит еще один эксперимент: в пяти учреждениях образования апробируют отраслевую систему оплаты труда, которая предполагает доплаты учителям за непрофильную деятельность. Есть положительный результат?

– Большой плюс в том, что педагогам наконец-то стали доплачивать за работу, которую раньше они делали за «спасибо». К примеру, если нужно было свозить детей на экскурсию на 2–3 дня, учитель собирался и ехал, и никого при этом не волновали его личные планы и то, с кем остались его собственные дети. Или, скажем, сбор денег на питание: педагогу нужно было тратить уйму времени и на это, равно как и на другие мероприятия. Теперь же зарплата учителей в экспериментальных учебных заведениях выросла примерно на 30%. Да и педагоги стали более активными, ведь размер заработной платы стал зависеть от их инициативы. Так что оба эксперимента стимулируют учителя работать на результат.

На недавно прошедшем совместном заседании коллегии Министерства образования и президиума Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки говорили о том, что оба эксперимента уже можно внедрять в жизнь, однако делать это надо не торопясь.

 http://belchas.by