Коллективный договор представляет собой внутренний нормативный правовой акт, который является одним из основных инструментов реального обеспечения социального партнерства. Он базируется на нормах, установленных в нормативных правовых актах, Генеральном, отраслевом и местных соглашениях. В этом плане он не может снижать принятый в этих актах уровень правовой защиты, социальных гарантий, льгот и компенсаций, а только расширяет и конкретизирует их с учетом финансово-экономических возможностей организации. В коллективный договор могут быть включены более высокие социальные гарантии, более льготные трудовые и социально-экономические условия для работников по сравнению с законодательством о труде Республики Беларусь, Генеральным, отраслевым и местными соглашениями.

В соответствии со статьей 363 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель.

Представительство интересов работников согласно части первой статьи 354 ТК осуществляют соответствующие профессиональные союзы. Представителями интересов нанимателя в соответствии со статьей 355 ТК выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций.

Порядок ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров отражен в главах 34 и 35 ТК. Действующим законодательством сторонам предоставлено право самим определять начало коллективных переговоров, а, следовательно, и подготовки нового проекта коллективного договора. При этом профсоюзам следует иметь в виду, что для обеспечения наиболее полной защиты трудовых и социально-экономических прав работников, необходимо определить начало переговоров с таким расчетом, чтобы окончательно согласовать проект коллективного договора до окончания срока действующего коллективного договора.

Инициатором коллективных переговоров может выступать любая сторона. Но на практике чаще всего требование о коллективных переговорах исходит от профсоюзов – представителя работников в трудовых отношениях. Основанием для начала коллективных переговоров может быть решение профсоюзного комитета, направленное в адрес нанимателя. Сторона, получившая письменное требование, обязана в семидневный срок (статья 357 ТК) начать коллективные переговоры, если иной срок не установлен по соглашению сторон.

Для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию из равного числа уполномоченных представителей сторон. Представители профсоюзного комитета определяются на его заседании, о чем наниматель уведомляется выпиской из решения. Представители нанимателя назначаются его приказом, копия которого представляется в профсоюзный комитет. Состав комиссии, сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются сторонами.

Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета и копия приказа по организации будут являться документами, подтверждающими полномочия сторон на ведение коллективных переговоров. В случае подготовки к заключению первого коллективного договора (вновь созданная организация, профсоюзная организация или коллективный договор не заключался) и распространения его действия на всех работников, полномочия на ведение переговоров профсоюзному комитету необходимо получить на собрании (конференции) работников организации. На первой встрече представители сторон договариваются о регламенте переговоров, обмениваются информацией, оговаривают функции председательствующего, порядок ведения протокола и другие процедурные вопросы. На последующих встречах представители сторон рассматривают проект коллективного договора, разъясняют и уточняют свои позиции по проекту. Каждое заседание комиссии обязательно протоколируется.

Проект коллективного договора обсуждается сторонами в определенном ими порядке, а также может публиковаться в печати (статья 368 ТК). Наниматель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанного проекта коллективного договора до каждого члена коллектива. Члены коллектива должны принять участие в формировании общественного мнения о его содержании. В статье 357 ТК указано на то, что наниматели, их объединения, соответствующие органы государственного управления обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Право профсоюзов на получение от нанимателей информации закреплено также и в статье 20 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

Проект коллективного договора, выработанный комиссией, рассматривается сторонами на совместном заседании профсоюзного комитета и нанимателя. После обсуждения комиссия дорабатывает проект с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений и выносит на обсуждение профсоюзного собрания коллектива работников. Одновременно на собрание выносятся и все разногласия сторон по проекту коллективного договора для принятия решения о достижении согласия или возбуждении коллективного трудового спора.

В случае отклонения коллективного договора общим собранием при не достижении согласия между сторонами по отдельным позициям, стороны могут, при соответствующем решении собрания, подписать коллективный договор по согласованным позициям, а неурегулированные разногласия будут являться предметом дальнейших переговоров или разрешаться в соответствии с действующим законодательством (глава 36 ТК).

Завершающей стадией заключения коллективного договора является его подписание. Согласно статье 369 ТК коллективный договор подписывают уполномоченные представители сторон. Как правило, по поручению собрания со стороны нанимателя договор подписывает руководитель организации, со стороны работников (членов профсоюза) – председатель профкома. В соответствии с требованием данной статьи подписывается каждая страница коллективного договора.

В соответствии со статьей 370 ТК подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя. Все необходимые для регистрации документы рекомендуется направлять в регистрирующий орган в течение одного месяца со дня заключения коллективного договора. Изменения и дополнения в коллективный договор вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном Трудовым кодексом Республики Беларусь для их заключения (статья 372), то есть если коллективный договор принят на собрании (конференции), то и изменения и дополнения к нему должны вносится после принятия на собрании (конференции).

Коллективный договор заключается на срок, который определяют стороны, но не менее чем на один год и не более чем на три года, вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами, и действует до заключения нового коллективного договора, если иное в нем не предусмотрено (статья 367 ТК).