В 2017 году на нормативное финансирование перейдут 642 гимназии и школы. Об этом в ходе совместного онлайн-заседания коллегии Минобразования и Центрального комитета профильного профсоюза сообщила заместитель Министра образования Раиса Сидоренко.

Ожидается, что благодаря указанному проекту повысится зарплата педработников и улучшится материально-техническая база названных учреждений. Эксперименту по апробации нормативного финансирования учреждений общего среднего образования уже более 3 лет. До недавнего времени в нем принимали участие 188 объектов и 8 территориальных единиц. Суть нововведения в том, что деньги той или иной школе выделяются исходя из количества обучающихся в ней детей. Говоря простым языком, деньги идут вслед за учеником. 

Согласно последним данным, экспериментальный подход оправдывает себя. По словам Раисы Сидоренко, средняя зарплата педагогов, которым устанавливались отраслевые повышения тарифных ставок (окладов) в рамках нормативного финансирования, в декабре 2016 года превысила среднюю зарплату их коллег по стране на 12,7%. Не менее показательный пример привел начальник отдела образования, спорта и туризма Лидского района Гродненской области Александр Кадлубай. Он отметил, что в 5 учреждениях образования района, где в рамках проекта также практиковались отраслевые выплаты, зарплата работников выросла на 14%. Более того, остаток от выделенных бюджетных средств составил на начало года более 770 тыс. рублей. Представитель Лидского района подчеркнул: эти деньги впервые разрешено потратить на улучшение материально-технической базы учреждений образования.

Напомним, что на первых этапах проекта общественность и, в частности, Белорусской профсоюз работников образования и науки отнеслись к нововведению настороженно. Прежде всего в отраслевом профсоюзе опасались возможного сокращения педагогических работников. К тому же тревогу вызывало будущее малокомплектных школ, содержать которые в условиях подушевого финансирования весьма сложно. И если опасения по поводу массовых сокращений не оправдались, то второй вопрос по-прежнему висит в воздухе. Впрочем, во время заседания коллегии его обозначил и министр. Игорь Карпенко отметил: «Надо предпринять меры, чтобы не загубить малокомплектные школы. Дети не должны страдать от того, что их школа малочисленна».

В результате было решено создать межведомственную группу с участием профсоюзов, Минфина и других заинтересованных сторон. Участники группы займутся просчетом рисков и необходимых шагов, чтобы через 3 года внедрить наконец эксперимент в повсеместную практику.

Публикация  в газете "Беларускі Час"  от 17 марта №11 (1605)